Домой   |    Контакты   |    Поиск   |    Legal   |
Software AG - Россия     
В Штаб квартиру
 
 
ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС "РУСЛАН" – ТЕХНОЛОГИИ ХХI ВЕКА

Ю. Гершман
В. Кенарский

RMmagazine, выпуск №4, 1999

Среди информационных систем, автоматизирующих работу авиакомпаний, достойное место занимает программный комплекс “Руслан”. Эта отечественная разработка, основанная на Adabas и Natural, успешно эксплуатируется в крупнейших российских авиакомпаниях, таких как ОАО “Аэрофлот – РМА” “Уральские авиалинии”, ГП “Пермские авиалинии”, идет проработка договоров на поставку ПИ “Руслан” в “Тюменьавиатранс”, “Внуковские авиалинии”, "Домодедово". Надо отметить, что комплекс “Руслан” используется и в польской авиакомпании PLL LOT SA. В основе успеха этого приложения лежит эффективность решения задач управления эксплуатацией самолетного парка, высокая надежность и устойчивость в работе.

Комплекс "Руслан", разработанный в 1995-1999 гг., является результатом многолетних исследований, разработки и внедрения автоматизированных систем управления процессами технической эксплуатации самолетов в авиапредприятиях и авиакомпаниях бывшего СССР, а также Кубы и Польши.

Первыми опытами реализации автоматизированных систем в этом направлении (1968-1978 гг.) были пакетные системы ПИ ТОС, ПИ ТОС-Р, внедренные более чем в 20-ти крупнейших аэропортах: "Внуково", "Шереметьево", "Домодедово", "Пулково", в аэропортах городов Ростов-на-Дону, Минск, Ташкент, в авиакомпании "Кубана де Авиасьон" (г. Гавана) и других.

Следующим этапом в развитии (1980-1988 гг.) стали интерактивные системы ПИ АТБ-1, ПИ АТБ-2, ПИ ЭАТ, которые были внедрены также во многих аэропортах.

В этот же период указанные работы получили высокую правительственную оценку - Государственную премию Совета Министров СССР за 1990 год.

Созданные для авиакомпании LOT (г.Варшава) системы ЛОТОС-1 (1990 г.) и ЛОТОС-2 (1993 г.), унаследовав лучшие черты предыдущих разработок, учитывали также требования современной технологии эксплуатации новой авиационной техники (самолеты типа BOEING, ATR, A-300 и другие) и опыт работы созданных за рубежом информационных систем: MAXI MERLIN (USAirways), SCEPTRE SYSTEM (AIR LINGUS, DUBLIN AIRPORT), DANIEL (USA), SILICON (Канада) и других.

Как уже отмечалось, ПИ "Руслан" предназначено для автоматизации процессов сбора, обработки и отображения данных, связанных с учетом и анализом процесса технической эксплуатации авиационной техники.

Пользователями ПИ "Руслан" являются прежде всего специалисты авиационно-технической базы (АТБ) авиапредприятия, а также широкий круг лиц, так или иначе связанных с управлением использования самолетного парка: отдел расписания, различные диспетчерские, коммерческие и грузовые службы, службы материально-технического обслуживания и т.д.

Основным объектом управления в системе является процесс технической эксплуатации воздушного судна (ВС).

ПИ "РУСЛАН" не имеет ограничений на используемые типы ВС (отечественного или зарубежного производства), виды учета и количество учитываемых компонент одного экземпляра ВС. Особенности конкретного авиапредприятия являются параметрами настройки системы на объект внедрения.

ПИ "Руслан" спроектировано как многоуровневая система модульной архитектуры. В состав ПИ "Руслан" входит ряд систем (рисунок 1), информационно взаимоувязанных между собой и функционирующих в единой информационно-вычислительной среде и по единой технологии сопровождения и поддержки (См. рисунок 1).

АС "Техника" предназначена для автоматизации функций учета и контроля ресурсного состояния ВС, авиадвигателей (АД), вспомогательных силовых установок (ВСУ) и агрегатов, регистрации их перемещений и изменений состояния эксплуатации.

АС "Техника" включает в себя 8 модулей, реализующих функции ведения базы данных и информирования пользователей о ресурсном состоянии планера двигателей и агрегатов.

АС "Управление" предназначена для автоматизации функций учета состояний эксплуатации, анализа и управления использованием самолетного парка.

В состав функции АС "Управление" включено ведение информации о расписании вылетов и состоянии самолетов, информирование пользователей об использовании самолетов в разных временных и информационных разрезах, а также формирование данных об эксплуатации парка ВС авиапредприятия в соответствии с требованиями 34, 36 и 37 форм, определенных Госкомстатом для гражданской авиации.

Функции АС "Управление" реализованы в составе 7 модулей.

АС "Обслуживание" предназначена для автоматизации функций ведения регламентов, назначения, учета и контроля выполнения работ в процессе отвода ВС на техническое обслуживание, включая назначение и учет выполнения дополнительных работ.

В том числе, в составе АС "Обслуживание" реализованы функции ведения каталога и контроля исполнения поступающих в авиакомпанию, а также самостоятельно разрабатываемых документов, влияющих на состав, содержание и организацию проведения работ на техническое обслуживание.

АС "Надежность" предназначена для автоматизации функций учета отказов и неисправностей ВС, АД, ВСУ и агрегатов, находящихся в эксплуатации в авиапредприятиях, их статистической обработки и накопления данных, а также для информирования пользователей о результатах анализа надежности работы авиационной техники в разнообразных разрезах – по группам оборудования, кодам АТА-100, типам и экземплярам ВС. В системе проводятся расчеты коэффициентов надежности за различные периоды времени, готовятся в согласованном формате данные для передачи в органы государственного надзора за безопасностью полетов. Функции АС "Надежность" реализованы в составе 7 модулей.

АС "Планирование" предназначена для автоматизированного составления планов использования самолетов, а также анализа и контроля за соблюдением выполнения требований регламента при проведении работ по техническому обслуживанию ВС.

В составе АС "Планирование" реализованы функции формирования долгосрочных и оперативных планов использования самолетного парка авиакомпании. Для решения задач планирования реализованы специальные алгоритмы, которые на базе имитационных статистических моделей процесса технической эксплуатации самолетов оптимизируют планы использования самолетов в разных временных разрезах с учетом множества различных ограничений. Задачи планирования сформулированы в многокритериальной постановке, в терминах общей задачи теории расписаний.

АС "МТО" (в настоящее время ведется разработка) предназначена для автоматизации ведения складского учета, информирования о поступлении, расходовании и наличии материальных средств в авиакомпании, слежения за уровнем неснижаемого запаса, составления годовой заявки.

Программное средство (ПС) "Система" предназначено для настройки ПИ "Руслан" на конкретный объект внедрения, формирования справочных разделов БД, содержащих характеристики авиакомпании, другие данные нормативного характера.

Программно-аппаратная среда функционирования ПИ "Руслан" включает в себя ЭВМ класса mainframe модели не ниже IBM4381, накопители на магнитных дисках типа IBM3380, накопители на магнитных лентах или картриджах, печатающее устройство, процессор телеобработки данных типа IBM3725 и т.д. ПИ "Руслан" работает в среде операционных систем OS/VS1,MVS/XA , MVS/ESA, OS/390. В качестве средства телеобработки используется CICS не ниже v.1.5. Для функционирования ПИ "Руслан" необходимо иметь СУБД Adabas не ниже v.4.2 и среду выполнения прикладных программ Natural не ниже v.2.1.

В настоящее время ПИ "Руслан" функционирует в ОАО "Аэрофлот" на IBM-4381- R14, Adabas v.5.2., Natural v.2.2.5., CICS 1.7., MVS/XA, в авиакомпании "Уральские авиалинии" на ЭВМ-COMPAREX и аналогичных программных продуктах.

В авиакомпании PLL LOT SA система LOTOS (аналог ПИ "Руслан", разработанный нами для польской авиакомпании) функционирует на IBM- S/390, в среде Adabas v.6.3, Natural v.2.3., ОS/390 и т.д., то есть практически на текущих версиях программных продуктов компаний Software AG и IBM.

Как следует из рассмотренного описания программно-аппаратной реализации функций ПИ "Руслан", принципиальным является выбор платформы mainframe в качестве центрального ядра обработки и хранения данных. Соответственно и прикладное программное обеспечение ориентировано на использование видеотерминалов на рабочих местах и, следовательно, достаточно ограниченный набор изобразительных средств. В большинстве случаев, связанных с выполнением функций обновления БД, ограниченные возможности видеотерминалов как средств отображения следует отнести скорее к достоинствам - как с точки зрения разумной достаточности, так и с точки зрения эргономики в условиях многократного выполнения оператором процедур ввода данных, однако безусловный недостаток упомянутых средств отображения становится особенно очевидным при возникновении необходимости получения информации в цветных, графических формах, а также печатной отчетности на рабочих местах.

Сегодня в ПИ "Руслан" в качестве рабочих мест используются РС, находящиеся в составе локальных сетей и функционирующих в среде ПИ "Руслан". С помощью специальных программных компонентов Software AG обеспечена возможность работы с транзакциями ПИ "Руслан" с рабочих мест, оборудованных РС, печать документов, формируемых в системе на принтеры, связанные с РС, обработку данных из ПИ "Руслан" средствами РС для получения цветных, графических представлений, связь с системами, функционирующими на РС для передачи им или получения от них необходимых данных и т.д. Обеспечение перечисленных возможностей мы рассматриваем как первый шаг на пути к реализации интерфейсов в архитектуре клиент-сервер для пользователей ПИ "Руслан".

Внедрение ПИ "Руслан" в промышленную эксплуатацию выполняется в несколько этапов.

На первом этапе производится генерация операционной системы, системы телеобработки, пакета инструментальных программных средств и СУБД. Затем производится установка трех базовых подсистем ПИ "РУСЛАН": АС "Техника", АС "Управление" и программных средств модуля "Система". После освоения и ввода в эксплуатацию указанных объектов производится установка остальных автоматизированных систем: АС "Обслуживание", АС "Надежность", АС "Планирование", АС "МТО".

ПИ "Руслан" спроектировано таким образом, что позволяет в одном центре обработки данных обслуживать до 15 авиакомпаний и их филиалов.

ПИ "Руслан" является развивающимся программным продуктом, постоянно расширяются его функциональные возможности, а также повышается уровень информационного сервиса. В настоящее время ведутся работы над реализацией следующих функций:

  1. Решение экономических задач: контроль за остаточной балансовой стоимостью ВС и АД, контроль за сроками их восстановления и ремонта на заводах, контроль за движением и учет наработок ВС и АД, сданных в аренду.
  2. Распределенная обработка данных о движениях ВС, поступающих по каналам SITA и AFTN и автоматизированный ввод в БД ПИ "Руслан" этих данных.
  3. Интеграция в среду ПИ "Руслан" автоматизированных рабочих мест пользователей различных диспетчерских, экономических, грузовых и других служб авиакомпании и ведение единого для всех служб расписания и графика использования самолетов.
  4. Планирование и управление обслуживанием ВС на перроне аэропорта.
  5. Контроль за выполнением технологического графика подготовки самолетов к вылетам.
  6. Совершенствование пользовательских интерфейсов на базе программных компонент , предлагаемых фирмой Software AG.

Следует особо отметить, что ПИ "Руслан" является эффективным средством управления эксплуатацией самолетного парка. Программные средства, на которых базируется ПИ "Руслан", обеспечивают для данного продукта практически неограниченные возможности (с точки зрения современных авиакомпаний) по объемам обрабатываемых данных, удаленности пользователей, возможностям расширения функционального состава системы и ее "открытости" для взаимодействия с другими подсистемами, используемыми в авиакомпаниях. СУБД Adabas прекрасно работает в приложениях, которые предполагают обработку больших объемов данных, а также большое количество одновременно работающих пользователей. Adabas разработан и оптимизирован таким образом, чтобы обеспечить максимальную производительность для критически важных приложений, используя относительно небольшое количество вычислительных ресурсов. ПИ “Руслан”, разработанный на Natural, легко масштабируется и переносится на другие платформы вследствие того, что Adabas и Natural функционируют на всех основных аппаратных и системных платформах.

Следует также отметить, что за время тридцатилетней истории компании Software AG ее продукты и технологии нашли разнообразные сферы применения. Это промышленность, торговля, транспорт, связь, медицина, банки и страхование, полиция и военные системы, государственное и муниципальное управление, общественные организации и многие другие области человеческой деятельности. Авиакомпании в этом списке занимают особое место. Среди них такие гиганты, как Delta Air Lines, Lufthansa, USAirways, Аэрофлот, Japan Air Lines, LOT и другие. Система MAXI MERLIN, решающая задачи планирования авиаперевозок, технической эксплуатации самолетов и учета запасных частей, была первоначально разработана и внедрена в компании USAirways. В настоящий момент эта система успешно работает в тридцати одной авиакомпании, среди которых Aeromexico (Мексика), Air India (Индия), American Trans Air, Pennsylvania Airlines, Southwest Airlines, Flying Tigers и PSA International (США), Canadian Airlines (Канада), UTA (Франция). MAXI MERLIN используется и в американской компании Federal Express, осуществляющей грузовые авиаперевозки.

Совсем недавно на основе продуктов и технологий Software AG автоматизирована работа крупнейшего в мире терминала грузов в Гонконге – Hong Kong Air Cargo Terminal Limited (HACTL). Каждый день сотни самолетов приземляются и взлетают в гонконгском аэропорту Кай Так. Через ворота аэропорта ежедневно проезжают тысячи грузовиков с грузами, движением которых управляет система COSAC (Community System for Air Cargo). Полная автоматизация позволила HACTL стать лидером на рынке, обеспечивая надежную и своевременную доставку грузов. Если в других аэропортах мира в среднем ошибки возникают в одном случае из 23-24, то HACTL удалось улучшить этот показатель в тысячу (!) раз.

HACTL обрабатывает полтора миллиона тонн грузов в год и является одной из самых передовых компаний мира по уровню автоматизации. Информационная система, основанная на СУБД Adabas и созданная с помощью среды разработки Natural, позволяет полностью механизировать обработку грузов. Система имеет архитектуру клиент/сервер и работает на платформе Unix.

В заключение необходимо подчеркнуть, что возрастающая техническая оснащенность современного авиапарка наряду с увеличивающейся интенсивностью воздушного движения, а также усложнение процессов управления вследствие альянсов крупных авиаперевозчиков выдвигают повышенные требования к качеству технологической подготовки рейсов. В этих условиях продукты, предлагаемые Software AG, позволяют, как показывает опыт, создавать решения, полностью отвечающие современным требованиям авиакомпаний и авиапредприятий.